Персональный сайт Хаиповой Е.В.
 ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

О ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, К ПРОВЕДЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ И ПРОВЕРКЕ ТЕТРАДЕЙ Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 1 сентября 1980 года №Зб4-М (Извлечения)

 

А. ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого гражданина СССР: производственной и общественной жизни страны. <…>

 

Ведущая роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит преподавателям русского языка и литературы. <.,.> Однако родной язык в общеобразовательной школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей; требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов, как на уроках, так и во время внеклассных занятий... Администрации школы необходимо направлять, координировать и контролировать работу по осуществлению единого речевого режима в школе.

 

I. Требования к речи учащихся

 

Учащиеся должны уметь:

 

- излагать материал логично и последовательно. <…>

 

- отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

 

- оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно <...>

 

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т.д.

 

II. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

 

1. Каждому учителю при подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок.

 

2. Учителям начальных классов постоянно формировать представление у учащихся о богатстве русской речи, регулярно проводить обучение нормам литературного языка, особое внимание уделять новой и более трудной для школьников форме речи - письменной, всем формам ее проявления, записям решения задач в тетради по математике, записям наблюдений за природой в <Дневнике наблюдений» по природоведению,

 

3. Учителям-предметникам:

 

Больше внимания уделять формированию на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материл, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения. <...>

 

Шире использовать выразительное чтение вслух как один из важнейших приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста, <…>

 

Следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.

 

4. Всем работникам школы;

 

Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений, как на уроке, так и вне урока. <...>

 

Шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т. п.) для совершенствования речевой культуры учащихся.

 

Б. О ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

 

Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

 

1. Виды письменных работ учащихся

 

1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы. <...>

 

1.2. По русскому, родному и иностранным языкам, литературе, математике, физике и химии проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы . <...>

 

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями.

 

2. Количество и назначение ученических тетрадей

 

2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

 

по русскому языку в I - III классах — по 2 тетради,

 

в IV-VIII классах — по 3 тетради, в том числе одна тетрадь для изложений и сочинений;

 

по литературе - 1 тетрадь;

 

по математике в I-V классах — по 2 тетради (в начальной школе, кроме того, тетрадь на печатной основе),

 

в VI-VIII классах - 3 тетради (2 по алгебре и 1 по геометрии),

 

в IX-X (XI) классах — 2 тетради, из них 1 по алгебре и началам анализа и 1 — по геометрии;

 

по иностранным языкам — по 2 тетради в IV-VIII классах

 

1 - в IX-X классах, по 1 тетради-словарю для записи иностранных слов в V-X классах;

 

по физике и химии — 2 тетради, одна — для выполнения классных и домашних обучающих работ, решения задач, вторая -для оформления лабораторных, практических, экспериментальных работ, работ практикума (она хранится в кабинете в течение года);

 

по биологии, географии, природоведению (IV класс), истории, обществоведению, основам Советского государства и права, факультативам, трудовому обучению в IV-X классах и начальной военной подготовке - по 1 тетради;

 

по изобразительному искусству - 1 тетрадь по рисованию;

 

по музыке — 1 нотная тетрадь.

 

Фиксация наблюдений природных явлений по природоведению во II и III классах ведется в «Дневниках наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека».

 

2.2. Для контрольных работ по русскому, родному языкам, литературе, математике, физике, химии выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.

 

3. Порядок ведения тетрадей учащимися. Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

 

3.1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.

 

3.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради.

 

3.4. Указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 10.09.81). В тетрадях по русскому и иностранным языкам число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, десятое сентября).

 

3.5. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ. <...>

 

3.6. Обозначать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы. <...>

 

3.7. Соблюдать красную строку <...>

 

3.9. Выполнять аккуратно подчеркивания, чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой. <...>

 

3.10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

 

 

 

4. Порядок проверки письменных работ учителями

 

4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

 

по русскому языку и математике:

 

в I-IV и в первом полугодии V класса — после каждого урока у всех учеников;

 

во I полугодии V класса и в VI-VHI классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных — не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности <...>

 

в IX-X (XI) классах - после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся;

 

по иностранным языкам в IV-V классах - после каждого урока; в VI-X классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных - не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в 2 недели проверялись тетради учащихся VI-VIII классов и не реже одного раза в учебную четверть — тетради учащихся IX-X классов, а тетради-словари - не реже одного раза в месяц;

 

по литературе в V-VIII классах — не реже 2 раз в месяц;

 

в IX-X (XI) классах — не реже одного раза в месяц;

 

по истории, обществоведению, основам Советского государства и права, географии, биологии, физике, химии, трудовому обучению и начальной военной подготовке — выборочно, однако каждая тетрадь должна проверяться не реже одного-двух раз в учебную четверть.

 

4.2. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

 

4.3. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

 

контрольные диктанты и контрольные работы по математике в I-VIII классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

 

контрольные работы по математике в IX-X(XI) классах, физике, химии и иностранному языку в IV-X классах проверяются, как правило, к следующему уроку, а при большом количестве работ (более 70) — через один-два урока,

 

4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим: <...>

 

при проверке изложений и сочинений в IV-X(XI) классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические — знаком Л, речевые — знаком Р, грамматические - знаком Г;

 

при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся IV-X (XI) классов по русскому языку и математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик; <...>

 

подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

 

проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;

 

после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.

 

4.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.

 

Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. <... > По иностранным языкам в IV-V классах оцениваются все работы, в журнал выставляются оценки за наиболее значимые. В VI-X классах оцениваются все проверяемые работы, в том числе и работы в тетрадях-словарях; в журнал выставляются оценки за наиболее значимые.

 

По остальным предметам все проверяемые работы по усмотрению учителя оцениваются, и оценки могут быть выставлены в журнал.

 

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний умений и навыков школьников.

 

4.6. После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

 

Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы

 

Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. М., Просвещение, 1980, № 34-35, с. 32-45.

 

 

Воскресенье, 05.05.2024, 23:34
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
друзья сайта
Рита дважды Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Единое окно доступа к образовательным ресурсам Федеральный портал "Российское образование" Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Лауреаты Нобелевской премии в области литературы Банк Интернет-портфолио учителей
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz