ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА
Образовательная:
вооружить
учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная:
формировать
у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и
убеждения.
Развивающая:
при
обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности,
волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение,
восприятие.
1. Методы обучения
Это основные виды деятельности учителя и
ученика, обеспечивающие формирование ЗУН, необходимых для решения
учебно-воспитательных задач.
2.
Прием
Это деталь метода, отдельные его операции
(практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет
своей самостоятельной задачи.
3. Система методов
Это не простой набор методов и приемов, а такая их совокупность, в
которой имеются внутренние связи между компонентами,
обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности
они представляют систему управления
разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с
приобретения готовых знаний для самостоятельного решения познавательных
задач.< познавательных решения самостоятельного до знаний>
4. Сущность метода
Заключается в организуемом способе
познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил
и способностей.
5. Классификационные признаки группировки методов:
• источник знаний; • характер
познавательной деятельности ученика; • руководящая роль учителя;
• степень активности ученика; • возможность стимулирования и
самостимулирования учебной деятельности ученика;
• условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности.
6. Методы как способы учебной работыы
• догматический -
приобретение знаний в готовом виде.
• эвристический - усвоение
знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что
должно
быть предусмотрено в вопросе (задании).
• исследовательский - добывание знаний
и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем
самостоятельного нахождения исходных данных, прогнозирования результатов
работы.
Последние два подхода свойственны развивающему типу
обучения.
7. Характеристика отдельных групп методов
Объяснительно-иллюстративные отражают
деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую
информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся
воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости
воспроизводят полученные знания.
Репродуктивные способствуют
усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему
упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе
необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих
многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.
Методы проблемного обучения:
• < >проблемное
изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность в
условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает
пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя,
размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу
научно-доказательного поискового решения;
• частично-поисковые, или эвристические
методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению
познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и
этапов исследования;
• < >исследовательские методы -
способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению
новых дляя
них познавательных проблем.
Эти методы наиболее полно решают задачи развития
учащихся при обучении.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
• словесные, наглядные,
практические;
• аналитические, синтетические, аналитико-синтетические,
индуктивные,
дедуктивные;
•
репродуктивные, проблемно-поисковые;
• методы
самостоятельной работы и работы под руководством.
Методы стимулирования и мотивациии
• методы стимулирования
интереса к учению (познавательные игры,
учебные дискуссии,
создание эмоционально-нравственных ситуаций);
• методы стимулирования долга и
ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнениии
требований, поощрения, порицания).
Методы контроля и самоконтроля:
• устного контроля, и
самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых
мыслительных умений);
• письменного контроля и
самоконтроля (контрольные работы, письменные зачеты, программированный
контроль, письменный самоконтроль);
• методы лабораторно-практического контроля
и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения
практических работ, программированный контроль лабораторной работы,
лабораторно-практический
самоконтроль)..
Методы самостоятельной познавательной деятельности
учащихся:
• классификация самостоятельных
работ по цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение
учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование новых знаний и умений,
выработка и совершенствование усвоенных навыков); определение
самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов,
эксперимент,
работа с книгой и т.п.);
• различение самостоятельных
работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по
правилу или
системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);
• деление самостоятельных
работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная).
Методы программированного обучения
- особый вид самостоятельной работы учащихся над
специально переработанным материалом, сущностью которой является жесткое
управление умственной деятельностью обучаемых. Программа при этом является
дидактическим средством.
8. Многообразие методов
Словесные методы:
• объяснение - это вид устного
изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются
причинно-
следственные связи и зависимости, закономерности, т.е.
раскрывается логическая природа того или иного события или
явления (прямое, непрямое, инструктивное);
• рассказ - это форма изложения
учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер
(сюжетный,
иллюстративный, информационный);
• работа с печатным словом (с книгой) - это
метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя
самостоятельно организовывать процесс познания;
• изложение - это монологическая
форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при
помощи
этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством,
демонстрируются образцы деятельности, а
ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;
• повествование - это вид
изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах,
протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного
рассказа, имеющего сюжет, фабулу;
• описание - вид изложения, в
котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств,
качеств предметов и явлений окружающей действительности;
рассуждение - вид изложения, в котором
дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся
к выводам;
• беседа - форма овладения учащимися
информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы
беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся
репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную,
творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием
развития учащихся при диалогическом методе учения. Ее основные
признаки - учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так,
что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное
заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы,
последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные
вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя,
подводящее итоги работы.
Наблюдение
- это непосредственное целенаправленное восприятие
предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных
представлений и понятий, умений и навыков.
Опыты
- это самостоятельно выполняемая учащимися работа по
изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений, а
также умений обращаться с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный
метод учения.
Практические методы учения
- это такой вид деятельности ученика, при котором
происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в
ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения,
практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
Упражнения
- это планомерно организованное повторное выполнение
каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.
9. Уровни принятия решения о выборе методов обучения
1-й - стереотипные решения: неизменное
предпочтение стереотипу применения методов обучения независимо от содержания
материала, образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся.
2-й-решения методом проб и ошибок: учитель
пытается менять выбор методов обучения с учетом конкретных условий, учебного
материала, но делает он это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает
новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.
3-й - рациональные, оптимальные решения: учитель
научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает
методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их
подготовленности, обосновывает конкретными условиями и
определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных
результатов обучения, воспитания и развития школьников.
10. Методы обучения являются инструментом развития
учащихся, если:
• способствуют приобретению школьниками прочных
ЗУН, а также умений переносить их в новые ситуации; • формируют у
учащихся потребность в новом знании; • направляют обучение на связь с
жизнью, с опытом учащихся; • ориентируют
мышление учащихся на решение общих и частных задач с
целью творческой переработки учебной информации;
• обеспечивают деятельность учащихся по
соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования
системы знаний и способов деятельности; содействуют овладению учащимися учебным
умениями как инструментом познания; создают оптимальные условия для активной
мыслительной деятельности каждого ученика.
|