Глоссарий
"Портфолио"
понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.
Электронное портфолио представляет собой подборку,
коллекцию работ, целью которой является демонстрация достижений (образовательных, профессиональных).
1.
Состояние проблемы
Портфолио —
новое слово для российской педагогики. Если проверить наличие этого слова в
различных словарях на справочно-информационном портале Грамота.ру, то слово
"портфолио" обнаружится только в орфографическом словаре Российской
академии наук (заметим, что в словаре методических терминов это слово
отсутствует). Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает
использовать это слово в мужском и среднем роде.
Термин
"портфолио" давно знаком профессионалам из области искусства: многие
художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих
работ. В наш век высоких технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих
мастерских широко представлены в интернете.
Однако обилие
литературы, по мнению многих авторов, не внесло ясности в саму идею - нет
единого понимания школьного портфолио. Таким образом, сегодня портфолио вряд ли
можно считать общепринятой чёткой концепцией. Еще больше разброс мнений
относительно содержания понятия "электронное портфолио". Поэтому,
говоря о портфолио, во избежание недоразумений имеет смысл уточнять авторское
понимание идеи портфолио.
В упомянутом
выше документе "Рекомендации по построению различных моделей и
использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы" дается
следующая трактовка понятия портфолио:
«Традиционный»
портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является
демонстрация образовательных достижений учащегося и позволяет решить две
основные задачи:
1.
Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе
получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других
учеников.
2. Оценить
его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и
других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио
может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах
тестирования (или выступать наряду с ними)"
Следует
отметить, что авторы документа дали весьма широкую трактовку портфолио,
обозначив тем самым практически неограниченный, свободный контекст использования
портфолио в образовании. Более того, в документе особо подчеркивается педагогическая
составляющая портфолио:
"Портфолио
не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает
решать следующие важные педагогические задачи:
- поддерживать и стимулировать учебную
мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность,
расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать
навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
-
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации
(персонализации) образования школьников;
- закладывать
дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации"
Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х
годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили
специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг,
посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло.
Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в
интернете. На запрос "портфолио школьники образование" в поисковой
системе Яндекс выдается более 2000 найденных страниц. Число запросов
"портфолио" в Яндексе за месяц превышает 15 000.
В 2003 вышло постановления Правительства Российской
Федерации № 334 "О проведении эксперимента по введению профильного
обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы
среднего (полного) общего образования".
В 2004
г. в целях реализации этого постановления и в рамках
выполнения государственного контракта группа ученых и специалистов
Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии
повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей
высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила рекомендации по
построению различных моделей портфолио учащихся основной и полной средней
школы. Поскольку портфолио стало новым явление в школьной жизни, был запущен
эксперимент по внедрению портфолио в школе. Этот эксперимент стал частью
программы профильного обучения. В эксперименте предлагалось использовать
портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга
выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации. Специалисты
считают, что подобное досье, несомненно, понадобится школьникам при поступлении
в вузы.
|
|
Форма входа |
|
|
|
Календарь |
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
|
Поиск |
|
|
|