Персональный сайт Хаиповой Е.В.
 Глоссарий

Глоссарий

"Портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.

Электронное  портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация достижений (образовательных, профессиональных).

 

1. Состояние проблемы

Портфолио — новое слово для российской педагогики. Если проверить наличие этого слова в различных словарях на справочно-информационном портале Грамота.ру, то слово "портфолио" обнаружится только в орфографическом словаре Российской академии наук (заметим, что в словаре методических терминов это слово отсутствует). Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.

Термин "портфолио" давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ.  В наш век высоких технологий  портфолио дизайнеров, фотохудожников,  модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в интернете[1].

Однако обилие литературы, по мнению многих авторов, не внесло ясности в саму идею - нет единого понимания школьного портфолио. Таким образом, сегодня портфолио вряд ли можно считать общепринятой чёткой концепцией. Еще больше разброс мнений относительно содержания понятия "электронное портфолио". Поэтому, говоря о портфолио, во избежание недоразумений имеет смысл уточнять авторское понимание идеи портфолио.[2]

В упомянутом выше документе "Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы" дается следующая трактовка понятия портфолио:

«Традиционный» портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося и позволяет решить две основные задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними)"

Следует отметить, что авторы документа дали весьма широкую трактовку портфолио, обозначив тем самым практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в образовании. Более того, в документе особо подчеркивается педагогическая составляющая портфолио:

 

"Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:

-  поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

-  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

-  содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации"

 



[1] Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии.  В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в интернете. На запрос "портфолио школьники образование" в поисковой системе Яндекс выдается более 2000 найденных страниц. Число запросов "портфолио" в Яндексе за месяц превышает 15 000.

[2] В 2003 вышло постановления Правительства Российской Федерации № 334 "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования".

В 2004 г. в целях реализации этого постановления и в рамках выполнения государственного контракта группа ученых и специалистов Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной и полной средней школы. Поскольку портфолио стало новым явление в школьной жизни, был запущен эксперимент по внедрению портфолио в школе. Этот эксперимент стал частью программы профильного обучения. В эксперименте предлагалось использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации. Специалисты считают, что подобное досье, несомненно, понадобится школьникам при поступлении в вузы.

Воскресенье, 05.05.2024, 23:01
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
друзья сайта
Рита дважды Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Единое окно доступа к образовательным ресурсам Федеральный портал "Российское образование" Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Лауреаты Нобелевской премии в области литературы Банк Интернет-портфолио учителей
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz