Как устранять пробелы в навыках правописания учащихся.
Проблема повышения письменной грамотности учащихся и последующей ее стабилизации остается одной из острых проблем методики. Судя по оценкам за текущие письменные работы, неуспевающие и слабоуспевающие по русскому языку составляют значительный процент, причем многие из них получают низкие оценки за письменные работы (в том числе за сочинения и изложения) из-за низкой грамотности. Нередки случаи, когда такой ученик добросовестно выполняет домашние задания по русскому языку, знает правила правописания, посещает дополнительные занятия, но оценка его письменной грамотности постоянно колеблется между «2» и «3».
Грамотность зависит не только от знания учеником правил правописания, но от многих других факторов: насколько безошибочно слышит он звуковой состав слов, понимает их смысл, строение и связь с другими словами в предложении, много ли он читает, насколько богат его активный словарь и развита связная речь и т.д. Поэтому, если ученик получает двойки за грамотность, надо прежде всего выявить, чего недостает ему для хорошей успеваемости: или он упустил материал последних уроков и вся его беда в незнании лишь нескольких правил, или же ему «не дается»грамотность, т.е. он регулярно учит правила, выполняет все другие задания, а необходимые навыки не формируются. Первое легче исправить, чем второе, достаточно лишь обеспечить добросовестное выполнение домашних заданий. Сложнее обстоит дело с неуспеваемостью второго рода, когда грамотность, по мнению ученика и учителя «не дается». В этих случаях необходимо прежде всего произвести достаточно основательный диагноз неуспеваемости. Важным средством при этом является анализ типичных ошибок ученика. Одни ошибки (явные, например, искажения графического состава слова, заключающиеся в пропуске, перестановке, замене букв) могут свидетельствовать о том, что ученик неправильно воспринимает звуковой состав слова, другие – что он не умеет выделять части слова, третьи будут свидетельствовать о неумении выделять части слова, третьи будут свидетельствовать устанавливать связь между словами в предложении, ставить грамматические вопросы. Есть ошибки, которые говорят о неумении ученика вдумываться в смысл слов и отдельных оборотов. Ошибки могут объективно рассказать о степени запущенности грамотности ученика, о том, с какого класса началась эта запущенность, какие конкретные недостатки мешают ученику овладеть правильным письмом. Беседы с учеником о его ошибках помогут разобраться и в общем характере его затруднений: то ли он не знает правил правописания, то ли не умеет применять их, то ли ему недостает общего языкового развития.
От правильной диагностики зависит правильность выбора вспомогательных средств и успех всей намеченной работы по преодолению (или предупреждению) неуспеваемости. Если ученик плохо ориентируется в составе слова и потому не может воспользоваться многими, даже хорошо известными ему правилами правописания, значит, с ним надо срочно заняться словообразованием; если он искажает звуковой состав слов, надо уделить внимание развитию речевого слуха; если у него то и дело появляются ошибки, искажающие смысл слова и предложения, то такому ученику нужно посоветовать больше читать, пересказывать прочитанное, объяснять те или иные факты, события, отдельные слова и обороты, обращаться при чтении к толковому словарю. Иногда при низкой орфографической грамотности (например, при большом количестве ошибок в окончаниях разных частей речи) основное внимание должно быть уделено не столько морфологии и орфографии, сколько вопросам синтаксиса – словосочетанию, способам связи слов в предложении, определению членов предложения.
Во многих случаях первопричиной низкой орфографической грамотности является неумение ученика пользоваться при письме известными ему правилами. Когда ошибка уже исправлена или отмечена и ученик легко объясняет, почему надо писать так, а не иначе, он все-таки при письме снова ошибается в аналогичных случаях. Что же происходит? А происходит одно из двух: или ученик не умеет обнаруживать те места, где надо применять правило, т.е. не видит орфограмм, даже не подозревает, что те или иные слова, части слов он пишет неправильно, или же видит эти места, но не может применить правила. Причем это «не может» бывает разным: один ученик не может выбрать нужное для данного случая правило, другой знает, какое здесь подходит правило, но не умеет применять его, применяет неправильно. Наиболее трудными оказываются те случаи, когда ученик не видит орфограмм, не подозревает, что он пишет неправильно, т. е. Когда у него не развита орфографическая зоркость. Проще бороться с ошибками, если ученик быстро и точно находит трудные для написания места, умеет определять, какие правила в тех или иных случаях надо использовать, но правила применять неверно. Для преодоления каждого из этих типичных недостатков существует своя методика, своя система упражнений.
Для предупреждения и преодоления орфографических ошибок, связанных с неумением учащихся пользоваться правилами, можно использовать приемы умственных действий. Ученик при этом должен не просто писать, постоянно рассуждая, причем рассуждая строго определенным образом. Приемы умственных действий позволяют управлять самостоятельной работой ученика, делают его работу хорошо осознанной, целенаправленной. Вначале управление осуществляется извне: учащимся предлагается прием, оформленный в виде инструкции (он предлагается ученику иногда в письменной, иногда в устной форме), и специально для этого предназначенные упражнения, задания; затем, когда прием уже освоен, управление орфографическими действиями и контроль за их правильностью становятся внутренними, непроизвольными, независимыми от инструкции. Одно из достоинств приемов умственных действий заключается в том, что они позволяют формировать весь комплекс умений, необходимых для грамотного письма: развивают орфографическую зоркость, учат выбирать нужное правило и применять его.
Прием умственных действий в работе по предупреждению ошибок на проверяемые гласные в корне.
Прежде всего ученик должен знать и понимать правило.
- Найдите безударный гласный в корне.
- Можно ли изменить слово так, чтобы гласный оказался под ударением?
- Если «да», пишите, как под ударением.
- Если «нет», подберите родственные слова. Есть ли среди них проверочное слово (чтобы сомнительный гласный оказался под ударением)?
- Если «да», пишите, как под ударением.
- Если «нет», найдите это слово в орфографическом словаре.
Для того, чтобы данный прием стал достоянием ученика и привел к выработке устойчивого навыка, необходимо обеспечить три непременных условия.
- Каждую в отдельности операцию ученик должен уметь быстро и точно выполнять.
- Фиксировать, письменно отмечать все умственные операции, которые он выполняет.
- Разнообразие тренировочного материала.