Персональный сайт Хаиповой Е.В.
 Памятка ученику


Как писать сочинение

1. Постоянно сверяйте свой текст с заголовком сочинения и «отправной точкой» своего текста — содержанием вступления. Это поможет вам не отступать от темы сочинения.

2. Раскрывайте тему в соответствии с составленным планом. С помощью языковых средств выражайте логические отношения

3. Формулируя тезис для каждой микротемы, опирайтесь на основную мысль сочинения, его идею, сформулированную во вступлении.

4. Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений.

5. Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании.


Как писать сочинение-рассуждение

1. Помните о том, что вы должны продемонстрировать не только способность думать, рассуждать, размышлять, но и объяснить и убедить; что текст-рассуждение чётко структурирован и строится по схеме: основная мысль — аргументы (доказательства) — вывод.

2. Продумайте, какой тезис вы будете формулировать и какими доказательствами аргументировать свою позицию. Составьте план сочинения, отразив в нём количество и содержание аргументов.

3. Приступая к написанию рассуждения, следуйте составленному плану. С помощью языковых средств выражайте логические отношения между частями текста.

4. Формулируя тезис для каждой микротемы, опирайтесь на общий тезис сочинения, его идею, сформулированную в первой части.

5. Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений.

6. Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании.

Работайте с черновиком! Это поможет вам скорректировать план сочинения, организовать редактирование текста, исправить ошибки.

Существуют определённые рекомендации по оформлению черновика. Вот некоторые из них.

1. Оставляйте просвет между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения.

2. Пишите текст на одной стороне листа: при редактировании вам может понадобиться вставить не слово и даже предложение, а довольно значительный кусок текста. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-нибудь условный знак, а на оборотной (чистой) стороне под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.

3. Оставляйте хотя бы небольшие поля. Во время правки при первом чтении бывает, что вы видите необходимость исправления той или иной фразы, но как её исправить, пока ещё не ясно. Сделайте пометку на полях, и вы сможете вернуться к этой фразе и исправить её.

4. Соблюдайте абзацы. На границе частей сочинения, соответствующих новым пунктам плана, пропускайте ещё и дополнительно пустую строчку.

При редактировании постарайтесь избавиться от слишком длинных фраз. Во время написания текста могут появиться такие тяжеловесные предложения. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать кое-какие слова, оказавшиеся лишними.

Переделка фраз, зачёркивание одних, вставка других и вообще любые изменения в тексте могут привести к тому, что должна быть изменена форма слова, но по невнимательности ученик забывает это сделать сразу. В результате нарушаются грамматические законы связи слов и появляются грамматиче­ские ошибки. Чтобы их избежать, помните, что после любого изменения в тексте надо медленно и выразительно, желательно вслух (шёпотом!), прочесть весь кусок текста, в котором проделаны изменения. Все грамматические сдвиги вы сможете уловить и исправить.

Прежде чем переписать на чистовик изложение или сочинение, надо внимательно в черновике рассмотреть каждое предложение: есть ли в нём мысль, достаточно ли ясно она выражена; все ли слова вам понятны, нет ли среди них разговорных, которые неуместно использовать в ученическом тексте; не встречалось ли то или иное слово в предыдущей фразе (так вы избежите одной из самых распространённых ошибок — неоправданного повтора слов); найдите основу предложения, чтобы правильно расставить знаки препинания в нём; особое внимание обратите на местоимения, причастия и деепричастия — верно ли они употреблены; в сложноподчинённых предложениях найдите средства связи предложений и убедитесь в их правильном выборе. Не ленитесь поработать над предложением, в котором заметили какие-либо недостатки, исправьте всё, что можете.

Если вы имеете серьёзное намерение научиться писать изложения и сочинения, то соблюдайте простое правило: как можно чаще занимайтесь такой работой! Чем больше вы пишете изложений и сочинений, тем быстрее отрабатываются у вас соответствующие навыки. При этом не надо гнаться за объёмом. Самая удобная форма — миниатюры: изложение-миниатюра, сочинение-миниатюра, то есть очень небольшие по объёму тексты, но обладающие теми качествами, которые предъявляются к «обычным» текстам.

Если вам некому помочь, то учите себя сами: прочитайте текст (быстро, один раз), как следует его обдумайте, уточните в словарях значение неясных слов. Прочитайте еще раз, закройте книгу и постарайтесь воспроизвести текст письменно, помня об орфографии и пунктуации. А после этого можно проверить качество выполненной работы по книге, откуда вы брали исходный текст для изложения.
Четверг, 07.11.2024, 05:30
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
друзья сайта
Рита дважды Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Единое окно доступа к образовательным ресурсам Федеральный портал "Российское образование" Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Лауреаты Нобелевской премии в области литературы Банк Интернет-портфолио учителей
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz