Помощь неуспевающему
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
По материалам Справочника администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. - М.:ОЦ "Педагогический поиск",. 1999г.
В процессе контроля за подготовленностью уч-ся |
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе |
|
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски |
|
Предложения уч-ся примерного плана ответа |
|
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления |
|
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
При изложении нового материала |
Применение мер поддержания интереса к усвоению темы |
|
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала |
|
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. |
|
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
В ходе самостоятельной работы на уроке |
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение с сложных заданиях ряда простых |
|
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее |
|
Напоминание приема и способа выполнения задания |
|
Указание на необходимость актуализировать то или правило |
|
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений |
|
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению |
|
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих |
|
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления |
При организации самостоятельной работы |
Выбор для групп успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа |
|
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания |
|
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Профилактика неуспеваемости
По материалам Справочника администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. -М.:ОЦ "Педагогический поиск",. 1999г.
Этапы урока |
Акценты в обучении |
1.В процессе контроля за подготовленностью уч-ся |
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у уч-ся наибольшие затруднения |
|
Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. |
|
Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. |
|
По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков уч-ся, выявлять причины отставания |
2. При изложении нового материала |
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания уч-ся основных элементов излагаемого материала |
|
Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала |
|
Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний |
|
Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем уч-ся активно усваивать материал |
3. В ходе самостоятельной работы уч-ся на уроке |
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. |
|
Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в сам. работе. |
|
Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. |
|
Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль |
4. При организации самостоятельной работы вне класса |
Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения. |
|
Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. |
|
Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения дом.работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими уч-ся |
|
Согласовывать объем дом. Заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
1.Всесторонее повышение эффективности каждого урока.
2.Формирование познавательного интереса учению и положительных мотивов.
3.Индивидуальный подход к уч-ся.
4.Специальная система домашних заданий.
5.Усиление работы с родителями.
6.Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Памятка для учителей, работающих с неуспевающими учениками
По материалам Справочника администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. -М.:ОЦ "Педагогический поиск",. 1999г.
Фамилия, имя ученика
Класс
По каким предметам не успевает.
Поведение ученика.
Причины, которые привели к плохой успеваемости.
Какие средства ( дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия ) используют в работе с учеником.
Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
Сколько времени уже длится эта работа.
Какие изменения наблюдаются. Есть ли результаты работы.
ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ РАБОТЫ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
3. Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работу со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».