Рекомендации по подготовке
Для успешного выполнения заданий олимпиады необходимо прежде всего повторить весь программный материал по всем разделам курса, начиная от фонетики и заканчивая синтаксисом, проблемами текста и культуры речи. Нужный материал можно найти в школьных учебниках, но там многие вопросы освещены не в полном объеме и недостаточно глубоко (ведь школьные учебники ориентированы на всех без исключения учащихся). Кроме того, при изучении русского языка в 5-9 классах на многие важные стороны просто не обращается должного внимания (например, проблема соотношения звучащей и письменной речи, соотношения звука и буквы, принципы определения состава слова, способа словообразования, грамматические характеристики слов разных частей речи и их способы выражения и др.). Поэтому при подготовке к олимпиаде следует воспользоваться учебными материалами, предназначенными для учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. Но недостаточно просто знать этот материал. Его надо глубоко осмыслить, понять и уметь применять при выполнении заданий.
Например, задание о признаке одушевленности/неодушевленности существительных. Названные слова надо охарактеризовать по этому признаку и указать, каким способом (какими способами, если их несколько) этот признак выражается у каждого слова. Чтобы правильно выполнить это задание, необходимо знать, что он выражается формой винительного падежа (его соотношением с именительным и родительным). Опираясь на это положение, можно опытным путем (анализируя слово в разных контекстах, учитывая форму прилагательного при нем в соответствующих падежах), установить, как проявляется признак одушевленности/неодушевленности у каждого из предложенных для анализа слов. Полнота и правильность выполнения этого задания во многом зависит от общей эрудиции, от умения подобрать правильные контексты, в которых выявляется этот признак. То есть надо творчески подойти к решению поставленной задачи, проявить способности самостоятельного поиска ответа на задание.
Приступая к выполнению, например, такого задания, как «почему нельзя утверждать, что буквы и, е, ё, ю, я после согласных всегда обозначают гласный звук и мягкость предшествующего согласного», необходимо обратить внимание на то, что в целом положение о том, буквы и, е, ё, ю, я после согласных обозначают гласный звук и мягкость предшествующего согласного, не отрицается, но акцент в задании делается на наречие всегда. Следовательно, задача заключается в том, что надо найти те орфограммы, когда эти буквы после согласных действительно не указывают на мягкость согласного. И в этом случае от участника требуются не столько теоретические знания, сколько способность самому в огромном объёме материала найти нужные примеры, их обобщить и представить в наиболее полном виде. В этом и заключается возможность проявить свое языковое чутье, языковую интуицию.
Разнообразные задания, в которых предлагается произвести определенные операции со словами, словосочетаниями, предложениями, фразеологизмами, определенные замены, тем легче выполняются, чем выше степень владения русским языком, его языковыми нормами, его богатством. Поэтому для успешного участия в олимпиаде по русскому языку надо много читать, хорошо знать русскую литературу, читать научно-популярную литературу по русскому языку, его истории, этимологии. Постоянно пользоваться лингвистическими словарями. Надо научиться задавать самому себе вопросы: «А почему мы говорим и пишем так, а не иначе? Как произошло это слово? А что оно значит? Почему одни существительные изменяются по числам (число непостоянный признак), а другие нет (число постоянный признак)?» Таких вопросов тысячи. И надо искать и находить на них ответы. И тогда успех на олимпиаде Вам обеспечен.
И еще один практический совет: необходимо очень внимательно прочитать задание, понять его, вникнуть в его суть. Это поможет не допустить досадных ошибок и неточностей.
О заданиях олимпиады
Основная цель олимпиады «Ломоносов» по русскому языку заключается не только в том, чтобы определить уровень знаний по русскому языку (степень лингвистической компетентности школьников), но и в том, чтобы выявить среди участников наиболее способных, имеющих высокий уровень лингвистической подготовки, обладающих лингвистической интуицией, имеющих определенные навыки филологического исследования и проявивших творческий подход при ответе на задания. Кроме того, олимпиада должна способствовать пропаганде гуманитарных научных знаний среди молодежи; воспитывать интерес к русскому языку, его изучению как сложной, постоянно развивающейся системы, одной из основной функций которой является коммуникативная. Она должна способствовать воспитанию любви к русскому языку, языку, на котором созданы высочайшие произведения русской литературы,
Олимпиадные задания составляются в соответствии с утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации стандартами среднего общего образования и учебными программами, разработанными на их основе. Они охватывают все разделы курса русского языка: фонетику, графику, морфемику, словообразование, морфологию, синтаксис, лексику, фразеологию, а также орфографию и пунктуацию.
Необходимой базой для успешного выполнения заданий олимпиады является знание языкового материала:
- по фонетике и графике: участники должны показать понимание различий между звучащей и письменной речью, указать возможные соответствия между буквой и звуком, различные способы обозначения на письме одного звука, показать знание орфоэпических норм, их вариативность, их изменение во времени;
- по морфемике: знать виды морфем, уметь их вычленять в словоформе, иметь представление об изменении морфемного состава слова в процессе исторического развития;
- по словообразованию: знать основные способы словообразования слов в русском языке, основные словообразовательные средства; уметь правильно найти производящую основу (указать, от какого слова или словосочетания оно образовано на синхронном уровне);
- по морфологии: знать систему частей речи, принципы их выделения; уметь анализировать грамматические категории каждой части речи;
- по синтаксису: знать основные единицы синтаксиса, их характерные черты; уметь анализировать синтаксические единицы;
- по лексике: иметь представление о лексике как о системе, об основных этапах ее развития, об изменении лексического состава языка; уметь определять значение (значения) слова, устанавливать наличие синонимических, антонимических отношений между словами;
- по фразеологии: иметь представление о фразеологизмах, их отличии от свободных словосочетаний; уметь определять значение фразеологических единиц, уметь подбирать к ним лексические эквиваленты.
Но проверка уровня теоретической лингвистической подготовки школьника, его знания и понимания основных понятий и терминов современной филологической науки - это не единственная задача олимпиады.
С этой задачей успешно справлялся традиционный экзамен по русскому языку, в течение многих лет проводившийся на вступительных экзаменах: он позволял принять на факультет наиболее подготовленных абитуриентов, способных с первых же дней обучения на первом курсе включиться в учебный процесс и способных усваивать материал сложных филологических дисциплин. Недостаток традиционного экзамена заключался в том, что он не требовал от абитуриентов продемонстрировать свои творческие возможности, языковую интуицию.
К сожалению, даже очень хорошие результаты (высокий балл) ЕГЭ по русскому языку в его настоящем виде не свидетельствуют ни о глубоком владении языковым материалом, ни о способностях к самостоятельному анализу лингвистического материала.
Это объясняется тем, что, хотя задания ЕГЭ строятся на основе полной программы по русскому языку, экзаменационные материалы не ориентирует учащихся на полное и глубокое усвоение материала (практически в заданиях ЕГЭ отсутствуют вопросы по фонетике, графике; остальные разделы науки о языке представлены в них очень фрагментарно). ЕГЭ проверяет общий уровень знаний школьника по русскому языку и его речевые навыки в рамках необходимого минимума для всех выпускников средней школы. При этом в большей степени проверяются орфографические и пунктуационные знания и навыки выпускника и в меньшей степени – знание других разделов курса. Подавляющее число заданий уровней А, В и некоторые задания уровня С представлены в виде тестов: экзаменующемуся предлагается выбрать правильный/ые или неправильный/ые ответы из числа предложенных. Перед ним не стоит задача обосновать своей ответ. Такие задания не требуют, да и не позволяют, продемонстрировать умение рассуждать, анализировать, аргументировать свой ответ, точно и грамотно сформулировать свое решение. Не зная правильного ответа, учащиеся зачастую пользуются методом «тыка», надеясь на случайное попадание. И правильный ответ в этом случае вряд ли можно считать результатом проявления лингвистического чутья, интуиции.
Возможно, такой вариант проверки знаний по русскому языку и достаточен для всех выпускников средней общеобразовательной школы, но он явно недостаточен для оценки знаний выпускника, претендующего на поступление на факультеты филологического профиля.
Олимпиада может и должна решить обе задачи - проверить уровень теоретической лингвистической подготовки школьника, проверить знание и понимание основных понятий и терминов современной филологической науки, определить, насколько глубоко усвоен программный материал, и в то же время выявить среди участников наиболее одаренных, обладающих языковым чутьем, умеющих анализировать, наблюдать, обобщать и т.д.
Совершенно очевидно, что успех олимпиады для организаторов и участников во многом зависит от структуры и содержания конкурсных заданий.
Олимпиадные задания формулируются таким образом, что участники олимпиады, опираясь на теоретические знания, должны продемонстрировать умение работать с языковым материалом: анализировать его; устанавливать смысловые и структурные связи между единицами одного уровня или разных уровней, выявлять синонимические и омонимические отношения между языковыми единицами не только в лексике и фразеологии, но и в морфологии и синтаксисе; видеть возможность вариативности при анализе языкового материала разных уровней, проявить способность классифицировать языковые факты; из общего уметь путем сопоставления выделить частные случаи. Олимпиадные задания должны способствовать активизации и развитию творческих способностей учащихся. Они должны быть разнообразными и по содержанию (охватывать разные разделы курса) и по форме.
Наиболее распространенными являются задания, в которых предлагается произвести какие-либо операции с предложенными словами, словосочетаниями или предложениями и обосновать свое решение:
- дается некоторое количество слов, словосочетаний или предложений и предлагается их проанализировать (например, разделить на группы по предложенному основанию; или найти основание, по которому можно их классифицировать, и др.);
- данные слова, словосочетания или предложения предлагается заменить на синонимичные, омонимичные и пр.;
- на примере данных слов требуется определить, какими способами в языке выражается тот или иной грамматический признак;
- предлагается определить способ словообразования ряда слов и обнаружить особенности их словообразования, прокомментировать, в чем они заключаются;
- требуется определить, к какой части речи относятся предложенные слова (для анализа даются слова, принадлежащие к разным частям речи; определение их частеречной принадлежности обычно вызывает затруднение и требует определенного хода рассуждений).
Другой тип заданий:
- по дефинициям, взятым из словарей, определить значение слов;
- определить падеж и тип склонения существительных, поставить нужное окончание и объяснить, чем объясняется выбор и вариативность.
Задания такого типа могут быть предложены по всем разделам курса русского языка и охватить многие аспекты в рамках каждого раздела.
Удачными можно считать задания, в которых формулируется насколько вопросов: один более простой, на который может ответить большáя часть участников, а другой – более сложный, требующий более глубокого знания теории, понимания проблемы, языкового чутья.
Интересны задания, требующие привлечения для правильного ответа знания нескольких разделов курса русского языка (фонетика и морфология, морфемика и словообразование, морфемика и морфология, морфология и синтаксис и др.) и даже литературоведения, в частности стихосложения (фонетика и стихосложение).
Определенную сложность представляют задания, в которых приводится какое-либо утверждение, касающееся вопросов произношения, графики, орфографии и других разделов, и требуется его прокомментировать: доказать или опровергнуть, тем самым высказать свое понимание проблемы. Такого типа задания могут содержать и внепрограммный материал (напр., по истории русского языка, по этимологии, по истории лингвистической науки и пр.).
В заданиях очного тура олимпиады не должно быть вопросов, требующих только освещения какой-либо темы, проблемы или только демонстрации энциклопедичности знаний, а также вопросов по разделам, которые не изучаются в школе, так как в очном туре не допускается пользование никакими материалами, включая словари.
В задания заочного тура такого типа вопросы могут быть включены.