ОШИБКИ
В ЧАСТИ С
Рекомендации по квалификации
ошибок
Грамматическая ошибка – это
ошибка в структуре языковой единицы: в структуре
слова,
словосочетания или предложения; это нарушение
какой-либо грамматической
нормы
– словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
–
подскользнуться вместо
поскользнуться,
благородность вместо благородство
–
здесь
допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та
приставка
или не тот суффикс;
–
без комментарий, едь
вместо поезжай, более
легче – неправильно
образована
форма
слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
–
заплатить за квартплату, удостоен наградой –
нарушена структура
словосочетания
(не соблюдаются нормы управления);
–
Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение
спорта и
почему я его
люблю – неправильно
построены предложения с
деепричастным оборотом
(1) и с
однородными членами (2),
т. е. нарушены
синтаксические
нормы.
В
отличие от грамматических речевые ошибки
– это ошибки не в построении, не в
структуре
языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова.
По
преимуществу это нарушения
лексических норм, например: Штольц – один из
главных
героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне
двух
единственных сыновей. Само по себе
слово одноименный (или
единственный)
ошибки
не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не
сочетается
по смыслу со своим ближайшим окружением.
Речевую
ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки
грамматической,
для обнаружения которой контекст не нужен (см. примеры выше). Не
следует
также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может
быть
допущена
только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в
безударном
положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным)
или
в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть,
услышать
ее нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.
Грамотность речи
оценивается по количеству
ошибок и недочетов,
допущенных
экзаменуемым
в тексте письменной работы.
На оценку
сочинения распространяются положения
об однотипных и
негрубых
ошибках. Напомним
соответствующее место из
«Норм оценки знаний,
умений и
навыков
по русскому языку».
Среди ошибок
следует выделять
негрубые, т. е.
не имеющие существенного
значения для
характеристики грамотности. При
подсчете ошибок две
негрубые
считаются
за одну.
К
негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных
собственных наименованиях;
3) в
случаях раздельного и
слитного написания не
с прилагательными и
причастиями,
выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и и ы после приставок;
5)
в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни
обращался,
никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …;
ничто
иное не …; не что иное, как … и др.);
6) в случаях, когда вместо одного знака
препинания поставлен другой;
7) в пропуске
одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо
учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка
повторяется
в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается
за
одну ошибку.
Однотипными считаются
ошибки на одно
правило, если условия
выбора
правильного написания
заключены в грамматических (в
армии, в роще;
колют,
борются)
и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не
считаются однотипными ошибки на такое
правило, в котором для выяснения
правильного
написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или
его
форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые
три однотипные ошибки
считаются за одну
ошибку, каждая следующая подобная ошибка
учитывается как самостоятельная. Если
в одном непроверяемом слове допущены две и более
ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об
однотипных ошибках не
распространяется на пунктуационные
ошибки.
Ошибки графические (не
учитываются при проверке)
- разновидность ошибок,
связанных
с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими
отношения
между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам
помимо
букв относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов
между
словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений.
Графическими ошибками
становятся различные описки
и опечатки, вызванные
невнимательностью пишущего
или поспешностью написания.
Исправляются, но не учитываются описки – неправильные
написания, искажающие звуковой облик слова
(рапотает
вместо работает, мемля вместо земля).
К
числу наиболее распространенных обычно
относят:
- пропуски букв: ... весь роман стоится (следует: строится) на этом
конфликте;
- перестановки букв,
напр.: ...новые наименования пордуктов
(следует:
продуктов);
- замены
одних буквенных знаков
другими, напр.: лешендарное
Ледовое
побоище
(следует: легендарное Ледовое побоище);
- Добавление лишних
букв: Вот почему
важно в любых,
дашже самых
сложных,
условиях <...> (следует: даже);
Практика
проведения экзаменационного тестирования показала, что при проверке и
оценке задания
с развернутым ответом
(сочинения) эксперты испытывают
определенные затруднения при
квалификации ошибок в
письменной речи
экзаменуемых.
|