Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний,
в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.
Ошибки в структуре словосочетаний:
Нарушение согласования с главным
словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным,
причастием, порядковым числительным, местоимением: "Нынешнее летом я был в
степном Заволжье".
Нарушение управления.
Ошибки в беспредложном управлении
(неправильный выбор предлога): "Если в жаркий день дотронешься к березе,
то почувствуешь прохладный ствол".
Неправильный выбор падежа при
правильно выбранном предлоге: "Он был похож на смертельно усталым
человеком".
Пропуск предлога: "Пообедав
торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле".
Употребление лишнего предлога
"Жажда к славе".
Пропуск зависимого компонента
словосочетания: "Снова садиться в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся
от ладоней штурвал, (?) ехать".
Ошибки в строении и значении предложения:
Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым: "Но не вечно ни юность, ни лето", "Солнце уже села,
когда мы вернулись".
Отсутствие смысловой законченности
предложения, нарушение его границ: "Однажды в годы войны. Попал в тополь
снаряд".
Синтаксическая двузначность: "Их
(девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись".
Нарушение видовременной
соотнесенности глаголов в составе предложения: "Гринев видит, как Пугачев
садился в карету".
Ошибки в простом двусоставном предложении:
Подлежащее:
- Местоименное дублирование
подлежащего: "Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они
ждут своего отца".
- Нарушение согласования подлежащего
и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: "Видимо, на
море шторм, поэтому он полон опасностей".
Сказуемое:
- Ошибки в конструировании
сказуемого: "Все были счастливые".
- Нарушение согласования сказуемого в
роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным,
количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным
местоимением: "Я с мамой остались дома", "В комнату проникли
сноп лучей солнца".
- Местоименное дублирование
дополнения: "Многие книги их можно читать несколько раз".
Определение:
- Неправильное использование
несогласованного определения: "Справа висят светильник и мой портрет из
садика".
- Нагромождение согласованных и не
согласованных определений, относящихся к одному члену предложения:
"Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников
открывается в миллионах книг".
- Неверный выбор морфологической
формы обстоятельства: "Я учу уроки на столе" (за столом).
Ошибки в односоставном предложении:
Использование двусоставных
конструкций на месте односоставных.
Использование деепричастного оборота
в безличном предложении: "Увидев собаку, мне стало жаль ее".
Предложения с однородными членами:
Использование разных частей речи в
роли однородных членов предложения: "Комната мне нравится, потому что в
ней светло, большая, чистая".
Включение в ряд однородных членов
слов, обозначающих неоднородные понятия: "Когда весна и ясный день, солнце
освещает всю мою комнату".
Неправильное использование
сочинительных союзов для соединения однородных членов: "Мальчик был
лобастый, но серьезный".
Неверное присоединение к одному
главному члену логически неоднородных второстепенных членов: "В шкафу
стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда".
Ошибки в согласовании однородных
подлежащих со сказуемым: "Тревога и тоска застыла в ее глазах".
Нарушения в области однородных
сказуемых:
а) использование разных типов
сказуемых в качестве однородных: "Море после шторма спокойное, ласковое и
играет лучами солнца";
б) нарушение единообразного
оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм
именной части однородных составных именных сказуемых: "Их отец был опытным
рыбаком и отважный мореход"; присоединение к однородным глагольным
сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: "Все
очень ждут и переживают за солдат"; употребление кратких и полных форм
прилагательных и причастий в именной части: "Моя комната недавно
отремонтирована: побелена и покрашенная".
Объединение членов и частей разных
предложений на правах однородных: "Под березой растут грибы, ягоды,
подснежники расцветают весной". "Дети ждали отца и когда покажется
его лодка".
Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:
Неправильный выбор вводного слова:
"Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте
появится лодка".
Использование такого вводного слова,
которое приводит к двусмысленности: "По словам рыбаков, ночью был шторм, а
теперь штиль".
Употребление вводного предложения как
самостоятельного: "Книга - источник знаний. Как утверждают многие".
Предложения с обособленными членами:
Нарушение порядка слов в предложениях
с причастным оборотом.
- Отрыв причастного оборота от
определяемого слова: "Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви
обрубили, расположенные низко".
- Включение определяемого слова в
состав причастного оборота: "У девочек устремленный взгляд в море".
Нарушение правил построения
причастного оборота.
- Построение причастного оборота по
образцу придаточного предложения: "На картине изображена девочка, которая
только вставшая".
- Употребление причастного оборота
вместо деепричастного: "И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились
под тополем и отдыхали".
Ошибки в предложениях с обособленными
обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом : "Отдыхая в кресле,
передо мной висит картина "Март".
Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:
Объединение прямой речи и слов
автора: "Перед войной отец сказал мне: "Ухаживай за деревом и ушел на
фронт".
Употребление прямой речи без слов
автора: "Девочки увидели баркас: "Папа!".
Смешение прямой косвенной речи:
"Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения
дарили мы только то, что сделано было своими руками".
Ошибки при введении цитат: "К.
Паустовский говорил, что "Человек, любящий и умеющий читать, счастливый
человек".
Сложные предложения:
Нарушение логико-грамматической связи
между частями сложносочиненного предложения: "Мой отец долго не забывал
эту историю, но он умер".
Использование местоимения во второй
части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: "Пусть
надежды сбудутся, и они вернутся".
Ошибки в использовании
сложносочиненных союзов:
а) соединительных - для связи частей
сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных
отношений: "Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно".
б) противительных - для соединения
частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных
отношений: "У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают
почки";
в) двойных и повторяющихся: "Не
то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю";
г) неоправданный повтор союзов:
"И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась
надежда";
д) неудачный выбор союзов: "Митраше
было десять лет с хвостиком, но сестра была старше".
Сложноподчиненные предложения:
Несоответствие вида придаточного
предложения значению главного: "Но они все же дождутся своего отца, так
как рыбаков обязательно должны ждать на берегу".
Использование сочинения и подчинения
для связи частей в сложноподчиненном предложении: "Если человек не
занимается спортом, и он быстро стареет".
Утяжеления конструкций за счет
"нанизывания" придаточных предложений: "Парус появился в море
как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут
скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был
сильный шторм".
Пропуск необходимого указательного
слова: "Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи".
Неоправданное употребление
указательного слова: "У меня есть такое предположение, что рыбаков
задержал шторм".
Неправильное использование союзов и
союзных слов при правильном их выборе:
а) употребление союзов и союзных слов
в середине придаточного предложения: "В комнате на тумбочке стоит
телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи";
б) нарушение согласования союзного
слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в
главном предложении: "На двух полочках - художественная литература,
которыми я пользуюсь при подготовке к урокам".
Использование однотипных придаточных
предложений при последовательном подчинении: "Прогуливаясь по берегу, я
увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у
берега верх килем".
Использование придаточного
предложения как самостоятельного: "Девочки беспокоятся за своих родных.
Поэтому так печально глядят они в даль".
Бессоюзное сложное предложение:
Нарушение единства конструкций
однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: "На картине
изображено: раннее утро, только встает солнце".
Разложение частей бессоюзного
сложного предложения на самостоятельные предложения: "Одеты девочки
просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок".
Одновременное использование
бессоюзной и союзной связи: "Одежда на девочках простая: которая постарше
с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в
фиолетовом платье и темно-синей кофточке".
Сложное предложение с различными видами связи:
Нарушение порядка следования частей
предложения: "Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к
горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец
вернется".
Использование местоимений, приводящих
к двусмысленности: "Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она
подтверждает, что девочка только что встала".
|